Что такое сознание. Часть 1. Вы — не то, чем кажитесь. Вас просто нет

В своей предыдущей статье я рассказывал о том, что мозг и сознание, производимое мозгом, это не одно и то же.

Я долгое время искал хоть какие-то внятные определения сознания, и понял, что единого определения не было и нет до сих пор.

Что же такое наше сознание и наше «я», к которому мы применяем такие термины как «найти себя», «взять себя в руки», «самореализоваться» и так далее. Кого там предлагается взять в руки и что и где реализовать? Разберемся в этом вопросе.

Наше сознание — это весьма эфемерная конструкция. Каждый раз, когда мы засыпаем, наше сознание фактически «рассыпается». А каждый раз, когда мы просыпаемся, мы снова «собираем себя» и проживаем жизнь изнутри некого «я».

Также сознание может быть разной степени широты в течение дня — оно может быть очень «узким», когда мы почти ничего не воспринимаем, такое бывает в состоянии аффекта или в трансе. То есть мы не спим, но и не воспринимаем вещи ясно.

А бывает, что мы остро воспринимаем каждую деталь вокруг и тогда мы говорим о некой «осознанности» или полном «присутствии в моменте».

Итак, давайте разберемся — что же такое «сознание».

Я определяю сознание, как особый режим работы мозга, в котором одновременно:

  1. На какое-то время появляется центр восприятия информации, ощущаемый отдельно от объекта восприятия;
  2. В мозге активируется возможность обозначить внешние объекты и оперировать с ними опосредованно;
  3. Активируется механизм доступа к определенной части пережитого опыта в виде опосредованных образов — это рождает феномен памяти и собственной идентичности;
  4. Существует возможность фокусировать внимание со стороны воспринимающего центра;

Давайте разберемся с каждым из этих понятий отдельно.

1. Ощущение собственного «я»

Это довольно иллюзорная конструкция, которая создается мозгом и преподносится в виде целостного переживания.

Когда вы до конца проникнитесь пониманием иллюзорности вашего «я» многие фразы типа «взяться за ум», или «понять себя» рискуют потерять всякий смысл

1.1. Мозг-иллюзионист

Давайте я покажу на примере, как наш мозг создает иллюзию внешнего мира. Если вы прочно зафиксируете сотовый телефон на своей макушке, а потом пройдетесь по улице, записывая все вокруг, то то, что зафиксирует камера и то, что зафиксирует ваш глаз — будут совершенно разные вещи. На камере все будет трястись, потому что ваша голова, ваши глаза, ваше лицо, в действительности, очень трясутся при ходьбе.

Но вы этого не будете видеть — перед вашими глазами всплывет вполне себе плавная картина, как если бы в центре вашей головы была бы видеокамера, которая плавно бы плыла и мягко переводила фокус внимание с одного объекта на другой.

Я уже не говорю о том. что на самом деле ваши глаза вообще не могут плавно двигаться — веки двигаются резкими отрывистыми движениями, я не говорю даже о том, что оптическая картинка, проецируемая через хрусталик глаза на ваше глазное дно, в реальности перевернута вверх ногами (известный оптический эффект камеры обскура), я уже даже не упоминаю, что внутри вашей головы, откуда вы «видите» мир, вообще нет ни капли света, одни лишь электрические импульсы в кромешной тьме черепной коробки.

Я не говорю об этих вещах, так как полагаю, что вы и так уже знаете, что мозг лишь собирает полученную информацию из внешнего мира, упаковывает ее в некий зрительный образ и преподносит вам это в виде «реальности перед носом». Хотя это не более чем фантазия вашего мозга на тему полученных электрических импульсов.

Я хочу вернуться к нашему мысленному эксперименту и к вопросу дрожания. Вы видите четкую картинку, когда ходите, в то время как на самом деле ваше лицо и ваши глаза дрожат, и камера это фиксирует. Почему же вы не видите дрожания? А потому что мозг не просто обрабатывает внешние сигналы, он делает это очень хитрым образом — он собирает фрагменты внешнего мира и как компьютерная программа достраивает движение из полученных кадров.

Мозгу нужно чуть менее полусекунды, чтобы достроить движение и выдать вам его за реальное изображение внешнего мира, синхронизировав его со звуками и тактильными ощущениями. Фактически вы видите в голове мир с небольшой задержкой.

В этом смысле мозг напоминает графический кодек, который обрабатывает поток входных данных, достраивает движения и преподносит нам плавное и понятное видео. Причем большую часть видео кодек достраивает по компьютерному алгоритму, исходя из сравнительно небольшой сжатой информации.

Вдумайтесь, мозг достраивает картину мира, исходя из весьма небольшого количества полученных данных.

Такое поведение мозга называется «динамической стереотипией». Если вы долго будете трогать, нюхать, созерцать какой-то объект, который называется «деревом», то со временем мозг настолько приучиться к распознаванию этого объекта, что вам не надо всматриваться в него, чтобы отличить дерево от машины. Просто вы увидите что-то зеленое, стоящее на одной ножке, немного покачивающееся, и далее ваш мозг уже достроит картину дерева, качающегося на ветру, соединит с запахом листвы, ощущением ветра и, вуаля, вы видите перед собой дерево, переживаете этот целостный образ как что-то абсолютно реальное. Хотя в действительности, ваш мое получил лишь информацию о чем-то «зеленом» и «на одной ножке».

Кажется нереальным? Но это действительно так. Когда мы говорим о мозге в режиме «построения модели мира», то его иллюзии настолько невероятны, что спроецированный мир воспринимается 100% реальным. Однако есть способ «поймать иллюзиониста за рукав».

Все то, что вы действительно видите — вы в состоянии точно воспроизвести в памяти сразу после увиденного. Можете прямо сейчас сосредоточиться на чем-то, запомнить объект, а потом воспроизвести детали с закрытыми глазами — это несложно.

Вы можете воспроизвести детально то, что видите на самом деле. А все, что достроено мозгом вы воспроизвести по памяти не в силах.

И вот вам пример. Вы идете по улице, перед вами люди, дома, машины, деревья, звуки. Все кажется очень реальным. Но в действительности почти все, что вы видите — это домыслы мозга относительно внешнего мира, которые преподнесены весьма реалистично. Однако вы в действительности видите весьма немногое из этого общего потока смоделированной реальности.

Если я попрошу вас остановиться, закрыть глаза и вспомнить что было на вывеске на углу дома, которую вы только что прошли, или я попрошу вас вспомнить сколько было встречных прохожих за последнюю минуту, или я попрошу вас описать одежду последнего прохожего, которого вы обогнали, то что-то вы вспомните детально и сможете воспроизвести, а что-то вы вспомните на уровне «да, это было, но я совсем не помню деталей».

Так вот, все, что вы способны досконально описать — то вы видели в действительности. Одежду прохожего, надпись на вывеске дома и так далее. Если вы не можете ничего воспроизвести из увиденного, значит ваш мозг считал информацию на уровне «были существа с двумя ногами, двигающиеся навстречу», а затем воссоздал на этой основе целую кинопленку, куда поместил встречных прохожих, о которых вы ровным счетом не можете ничего сказать, кроме того, что «они там просто где-то были».

Этот эволюционный механизм мозга создан лишь для того, чтобы не тратить силы на обработку большого массива данных — достаточно среагировать на нескольких деталей, штрихов, перспективы, движения, чтобы быстро, почти на автомате «достроить» картинку и поместить туда смоделированные объекты.

Тот же адаптивный механизм используется, когда вы впервые учитесь ездить на велосипеде — сначала вы долго учитесь различать каждое движение, синхронизировать наклон тела, руки, поворот руля. Но затем мозг приучается к этому сложному процессу и далее уже сам моделирует все движения без вашего особого участия и отдает команды рукам, ногам и телу — это выглядит как естественное движения вашего тела, которое происходит само собой, пока вы едите и любуетесь видами. Но мозг моделирует сложнейший набор движений, основываясь на весьма небольшом потоке входных данных — изгибе дороге, вашей скорости и наличию препятствий впереди.

То же самое происходит со словами — мозг улавливает дрожания воздуха, далее переводит его в электрические сигналы, из которых он моделирует отдельные звуки, соотносит их со знакомыми словами, складывает их в предложения, а затем еще и придает смысл услышанному исходя из собственного опыта.

Вы в реальности не слышите слов — ваш мозг моделирует звуки внутри вашей головы и он же вкладывает в них особый смысл. Два человека могут среагировать на одну и ту же фразу совершенно по-разному, причем эта реакция почти рефлекторна и неуправляема. Вернее управляема, но не вами, а мозгом.

1.2. Иллюзия собственного «я»

Современная нейробиология уже получила новые сведения о работе нашего сознания. Наше внутреннее «я» в действительности состоит из разных частей.

Есть пространственное ощущение собственного «я». За это отвечают теменные части мозга. Если они повреждены, то человек не может понять где находится, или указать, где у него расположен рот. У него распадается пространственное ощущение собственного «я».

Есть части мозга, которые отвечают за ощущение собственного тела. Если они нарушены, человек может воспринимать свое тело, как чужое, ему не принадлежащее. При этом он будет помнить себя, свою биографию и в целом, здраво рассуждать.

В нижней части правой височной доли сосредоточен центр восприятия себя как центра видимого мира. Если он поврежден, то человек начинает видеть все вокруг и самого себя хоть со спины, хоть слева или справа, как угодно.

Там же расположен центр, который создает ощущение личных переживаний (эмоциональных и телесных). Если он поврежден, то человек может чувствовать касания, голод, озноб, но не связывать это с воспринимающим «я». То есть он будет воспринимать боль в животе, как боль, которая находится за углом соседнего дома. Или чувствовать жажду, но внутри другого человека.

Эти состояния сложно представить в обычном здравии, и дай Бог, чтобы вам не пришлось это пережить. Но научные факты указывают на одно — наше внутреннее «я», это такая же модель мозга, как и проекция внешней реальности, слагаемая из переживания звуков, касаний и визуальных образов. Внутреннее «я» — это некое целостное переживание, слагаемое из разных частей: пространственного ощущения, ощущения тела, пространственное ощущение чувств, ощущения центра визуального восприятия и так далее,.

Итак, вывод — наше «я», которое мы считаем центром нашего сознания и личности — это полностью придуманное мозгом, целостное переживание, которое активируется с момента пробуждения и «распадается» при засыпании.

Это ощущение собственного «я» при всей остроте проживания, в действительности, не отражает никакого реального объекта, который мы могли бы назвать «личностью». Это продукция нашего собственного мозга и не более того.

И в этом смысле надо четко помнить, что никаких реальных «вас» нет.

Даже тело, которое вы привычно называете «вашим», в действительности, просто тело. Когда человек рожден, то мозг младенца уже помещен в тело, но никакой личности или собственной идентичности у младенца еще нет — это появляется позже.

Итак, «вы» — это не ваше тело, это не ваш мозг, ибо «вы» — это порождение данного тела и данного мозга. Все ваши атрибуции и мысли относительно себя («я — христианин», «я многодетная мать», «я архитектор», «я соблазнительная любовница») — это не более чем опосредованные слова, придуманные людьми вашей культуры, то есть вы как личность — созданы от соприкосновения мозга с конкретной культурой, о чем я расскажу в следующих статьях.

Но в действительности, «вас» как реального объекта просто нет нет. А есть ощущение воспринимающего центра абстрактные, хотя и эмоционально заряженные убеждения относительно себя самого.

Впрочем, о том, как мы воспринимаем себя и как строим свою идентичность, мы поговорим в следующей статье.

Психолог, маркетолог, предприниматель

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.