Что такое сознание. Часть 4. Фокус внимания и свобода воли

В своих предыдущих статьях о сознании (часть 1, часть 2, часть 3) я описал феномен происхождения личности и внутреннего «я», а также задался вопросом — кто же на самом деле управляет волей нашего «я», включая даже фокус внимания — куда мы смотрим и на что мы реагируем в течение дня.

Пришла пора раскрыть этот вопрос.

4. Фокус внимания

В течение дня мы мы направляем наше внимание на тысячу разных объектов — наши глаза могут просто застыть на чем-то, мы можем уловить отдельные звуки, в то время как общий шум улицы может податься приглушенным, мы можем эмоционально отреагировать на каких-то людей или на какую-то информацию.

Кто управляет нашим вниманием?

Первое, что приходит на ум — «мы сами», то есть наше внутреннее «я». Но это не совсем так.

Если я попрошу вас сейчас посмотреть на свои руки, вы это сделаете. И в этом акте, скорее всего, будет ваша свободная воля. Свободная от решений мозга. Тут, конечно, можно философствовать на тему, «а посмотрели бы вы на свои руки, если бы я вам не сказал», но я делать этого не буду.

Тем не менее в течение дня мы не особо заботимся о том, куда осознанно смотреть, на что обратить внимание. Наше внимание, напротив, привлекается само по себе внешними звуками, лицами, внезапно подступившей болью, или накатившими эмоциями.

В этом смысле 99% времени средний человек просто следует за своим вниманием. И этот факт хорошо известен и используется в психотерапии. Когда внимание следует за чем-то само по себе, то лежащий под этим механизм такой:

  1. Есть ряд внешних объектов, значимых для мозга, о которых наше «я» даже не догадывается
  2. Если мозг улавливает в пространстве признаки значащего объекта (или даже того, что напоминает значащий объект), то мозг незамедлительно направляет внимание нашего «я» на этот объект. Для нас это происходит естественно и почти незаметно. Но в действительности, нашим вниманием управляет наш мозг, а не мы.

Следующий вопрос. А кто управляет нашими решениями? Вот вы увидели человека, который упал на улице, хватаясь за сердце — вы можете посчитать, что вокруг и так много людей и кто-то да поможет несчастному, а вам некогда — вы торопитесь на важную встречу. А может быть вы, наоборот, незамедлительно броситесь на помощь. Кто решает, как поступить вашему телу и куда потечь вашим эмоциям? Кто ответственен за «ваши» поступки?

Казалось бы вы сами. Пусть даже и с учетом разных обстоятельств, воспитания и мировоззрения не тему «должны ли вы без медицинского образования помогать людям на улице или ваша гражданская ответственность в вызове соответствующих служб», пусть даже с учетом всех этих входных данных, влияющих на степень свободы вашего выбора, казалось бы, что выбор все равно делает ваше «я».

Однако нет. Эксперименты нейробиологов отчетливо показали, что до того, как ваше «я» примет то или иное решение, мозг уже принял решение и запустил соответствующие механизмы. А ваше внутреннее «я» лишь узнает, причем со значительным опозданием о принятом мозгом решении.

Причем из позиции внутреннего «я» решение мозга воспринимается как собственное решение внутреннего «я». Это удивительнейший парадокс, но зачем-то он существует.

Сейчас приборы могут безошибочно зарегистрировать ваше решение за 8 минут до того, как вы его «примите осознанно в здравом уме и твердой памяти», то фактически за 8 минут как ваше «я» ознакомиться с уже принятым решением мозга.

Это открытие, сделанное еще в 50-х годах Бенджамином Либитом даже заставило Ватикан собрать конгрегацию, чтобы понять, что делать с вероучением, когда научно доказано, что свободная воля отсутствует.

Открытия нейробиологии нам отчетливо показывают, что не только решения, но и даже наше внимание и, как следствие, наше поведение управляется не нами, а нашим мозгом.

Наше внутреннее «я» является лишь свидетелем тех решений, который принимает наш мозг. И вообще правильней сказать «созданный мозгом аналитически-наблюдательный центр наблюдает за решениями мозга, ошибочно принимая их за свои собственные, продолжая при этом решать важные для мозга задачи на своем абстрактно-интеллектуальном уровне, специально сконструированным мозгом для собственных целей».

То есть к сожалению мне приходится констатировать, просто следуя накопленным научным данным, что «я» — это лишь исполнитель, это лишь созданная мозгом конструкция, которая делает свою работу на полном автопилоте, и не имея полного представления о происходящем, принимает решения создателя за свои собственные.

При этом наше собственное «я», которое оперирует абстрактными интеллектуальными категориями, производит очень важную работу — пишет музыку, конструирует космические корабли, открывает новые законы вселенной.

Это кажется странной задачей для одного-единственного мозга, который и породил этот мыслительный центр. Казалось бы можно было ограничиться конструированием безопасного жилища или системы хитрый охотничьих ловушек, чтобы обеспечить себе комфортное существование. Заем покорять космос, писать музыку, зачем эволюции создавать такое сложное сознание, которое затем будет мучатся вопросом самоопределения?

На самом деле, чтобы понять роль внутреннего мыслителя-творца, надо смотреть не на отдельно взятого человека, а на человечество, как на огромный организм, как не колонию, обладающую коллективным разумом.

Тогда картина становится более понятной — пока большинство людей потребляют плоды культуры, единицы людей своим внутренним «я» оперируют с большим массивом данных и производят великолепные открытия и научные революции, много большие, чем их отдельно взятые жизни. И тут мы уже упираемся в работу коллективного поля — системы, которая еще более сложна и абстрактна, чем отдельное внутреннее «я» по отношению к производящему его мозгу.

Коллективное бессознательное, как называл его Юнг — это уже производная от деятельности миллионов внутренних «я», объединенных в единый культурный социальный кластер. Это уже не просто биологический, это уже культурно-психический феномен высшего порядка. Но это уже тема для отдельной статьи.

Я пишу здесь об этих масштабных явлениях, чтобы у читателя не возникало ощущения бессмысленности собственного существования внутреннего «я». Оно имеет смысл, очень большой, но только не в рамках вашей жизни, взятой отдельно от других людей, а в рамках вас, как части большого человеческого организма — вашей семьи, друзей, страны или всего человечества.

И даже страдания от нереализованности, от постоянных «поисков себя» и прочих внутренних конфликтов служат очень важной цели, имеют огромный смысл. Это создает и передает ваш личный живой опыт, который мы называем информацией. Этот опыт очень востребован другими людьми. Просто общаясь, живя, взаимодействуя, вы незримо вносите свой вклад в эволюцию нашего вида — вы своей личностью усиливаете коллективное поле, коллективный разум человечества.

Понятие осознанности

У сознания есть еще один интересный атрибут — степень осознанности. Мы это пережидаем самым очевидным образом. Иногда мы полностью. видим и слышим все, что происходит вокруг, иногда мы пропускаем все мимо ушей, останавливая внимание на какой-то точке.

Как я уже писал, по большей части наше внимание управляется нашим мозгом. Он по собственному усмотрению может направить наше внимание на решение какой-то задачи, приглушить внешние звуки, отключить периферийное зрение. А иногда в минуты опасности, мозг может включить наше создание с такой силой, что мы будем воспринимать миллионы внешних деталей, нам даже минута может показаться часом.

Широтой восприятия, широтой фокуса нашего сознания также управляет мозг. Казалось бы у «нас» нет ничего, чем мы могли бы управлять вне зависимости от решений мозга.

Однако мне кажется, что у внутреннего «я» есть все же лазейка, есть что-то, чем оно может управлять вне своего хозяина.

В периоды спокойствия (то есть отсутствия яркой автоматической реакция на внешние раздражители), внутреннее «я» может направлять свое внимание куда угодно. Вы можете сосредоточиться на ощущении тела, можете принять собственное решение вслушаться в звуки или запахи.

И в этом смысле вы свободны фокусировать внимание, если оно не перехвачено громкими звуками, болевыми симптомами или чем-то подобным, что заинтересует мозг. Древние говорили об этом созерцательном опыте как о высшей добродетели.

Так вот, тренируя в себе навык наблюдательности и осознанного переключения внимания, ваше внутреннее «я» может впитывать новую информацию, о которой ваш мозг не был в курсе.

Это в свою очередь снабжает мозг новыми данными, в нем происходит перестройка нейронных цепей. И однажды мозг примет решение, основываясь на той информации, которую вы ему, так сказать, «подсунули».

Для вашего «я» это будет все такой же поток внешне «свободно принятых» решений, вы даже не заметите, что сделали что-то радикально новое. 

Но вы при этом будете наблюдать как плавно меняется то, что называется система ценностей, взгляд на мир, вы будете наблюдать как постепенно меняется ваше окружение — это косвенные признаки того, что мозг принял новую информацию к действию и начал принимать решения с учетом новых данных.

Понятно, что варианты изменения внешних обстоятельств из разряда «возьми и сделай», «ты можешь все» и подобных не имеют никакой фактической силы. «Вы» можете лишь наблюдать и аккуратно направлять фокус внимание на новые источники информации. Это все, что вы можете сами — остальное иллюзия свободной воли.

Новая конструкция мозга — метанаблюдатель

Что еще вы можете сделать, наблюдая за собой? Вы можете помочь мозгу создать новую абстрактную конструкцию, наподобие вашей личности.

Если ваша личность формируется мозгом в результате соотнесения концепции внутреннего «я» с образами внешних социальных объектов (именно на этом стыке формируется ваша идентичность, ваше имя, ощущения своего тела, возраста, привычек и убеждений), то новая конструкция создается в результате соотнесения внутреннего «я» с работой мозга.

Эта новая конструкция называется «мета-коммуникатор» или «мета-наблюдатель» и является новым центром восприятия мира. Из этого центра можно одновременно наблюдать внутреннее «я» и то, что его порождает, то есть логику работы мозга.

Понятно, что для этого надо быть хорошо осведомленным о работе самого мозга — также хорошо, как и о внешних социальных объектах и ролях.

Поскольку в западной культуре роль метанаблюдателя не прижилась и мы фактически открываем для себя знания о мозге через науку, то социуму пока нечего передать любому рожденному в западной культуре человеку. Поэтому каждому из нас приходится самостоятельно открывать этот опыт в течение своей жизни.

В тоже время в восточной культуре есть соответствующий опыт, записанный в особых терминах и могущий быть воспринятым, что говорится с молоком матери. Если ребенок с рождения отдан в монастырь, то с самого начала он приобретет не только личность, но и сформирует позицию «сверх-личности».

Вернее сказать это создаст сам мозг ребенка из-за соприкосновения с культурой, богатой на внутреннюю работу и имеющей слова, чтобы это описать.

Итоги

Итак, давайте подведем итоги этого цикла статей, посвященных феномену сознания:

  1. В ходе эволюции мозг научился оперировать со сложными интеллектуальными объектами в целях планирования будущего.
  2. Это породила сразу несколько новых феноменов — мысль, мыслителя или внутреннее «я», сознание, как феномен восприятия окружающего мира изнутри этого «я».
  3. Также способность облекать объекты в символы породило речь и культурный феномен накопления знания предков и быстрого (за одну жизнь) передачи накопленного опыта отдельному новорожденному человеку.
  4. Речь и накопление опыта сначала в сказаниях, затем в писаниях, затем в базах данных Интернета породило сложнейший уклад общества и продвинуло нас как вид на эволюционной ступени далеко вперед.
  5. Соотнося внутреннее «я» с образами внешних социальных объектов, мозг породил феномен «личности» со всем его многообразием.
  6. Личность не является чем-то объективным — она является полным порождением мозга, помещенного в определенный культурный пласт. Кроме того, что личность иллюзорна, она еще и не постоянна и находится в вечном изменении благодаря феномену памяти.
  7. Несмотря на свою иллюзорность личность является важным усилителем культурных ценностей конкретной социальной группы. У личности нет свободной воли, она не принимает решения, даже внимание ее по большей части управляется тем, кто ее породил, а именно мозгом. Но она важна как элемент группового поля, своеобразного коллективного разума человечества.
  8. Пожалуй единственное, чем наше «я» может управлять, так это вниманием. И это открывает нам дорогу к изменению работы мозга, изменению жизни, а также тому, что можно назвать «расширением сознания» или созданию позиции «метакоммуникатора», которая примиряет многие внутренние конфликты, существующие в силу дуальности восприятия мира (конфликты между мозгом и его решениями и внутреннем «я» с его социально-наведенными представлениями о порядке вещей — между нашей идентичностью и бессознательным, как говорят психологи).

Как видите, феномен сознания — это эффект эволюции. Он обладает удивительными эффектами как «иллюзия реальности», «иллюзия собственного я», «иллюзия свободной воли» и так далее.

С одной стороны это разрушает привычное представление о «нас», с другой — открывает нам дорогу к незамутненными иллюзиями пониманию глубины вещей и новому витку эволюции нашего вида.

Психолог, маркетолог, предприниматель

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.