Откуда берется гиперконтроль и проблема с делегированием у инфопредпринимателя?

Многие инфопредприниматели не могут отпустить бразды правления в своем бизнесе, даже если есть команда, есть процессы и отделы. Привычка к гиперконтролю, к личному затыканию дыр во всех областях бизнеса — явление довольно частое.

К сожалению привычка к гиперконтролю не дает инфопредпринимателю никакого шанса расслабиться и может даже привести к эффекту выгорания.

Поскольку каждый из нас — это результат жизни наших предков, то и привычка контролировать всех и вся вполне может идти по линии предков. В этой статье я объясняю этот механизм. Я очень благодарен психологу Людмиле Петрановской, чьи размышления вдохновили меня на написание этой статьи.

Итак, давайте окунемся в прошлое и рассмотрим психический аспект предыдущих поколений.

Первое поколение — дети войны (рожденные в 30-х и 40-х)

Итак, когда в 41-м грянула война, много женщин остались без мужей, начали получать похоронки, были охвачены горем и лишениями. У многих на руках остались дети, но в то время было не до ласк, у женщин стояла задача просто выжить, пережить голод и лишения, сохранить ребенка на руках. Эти женщины несли на себе страшную ношу в то время, научались жить без мужей, самостоятельно прокармливали детей.

Понятно, что эти дети, дети войны, были лишены всякой материнской ласки с самого детства — ведь матерям было просто не до того в те времена. А некоторые дети и того хуже — росли в детдомах.

Целое поколение детей срослось с чувством, что они никому не нужны. Эти дети войны понимали, что любовь не дается даром, ее надо заслужить: надо стать помощником по хозяйству, ничего не требовать от матерей, следить за младшими братьями и сестрами. Уроки эти дети делали сами, полы мыли сами. Им даже в голову не приходило перечить матери.

Психический сценарий детства  — любовь надо заслужить

Второе поколение — дети детей войны (рожденные в 50-х и 60-х)

Шли годы и стало появляться новое поколение с уже послевоенным детством. Единственная модель женского поведения, которая была известна в то время — это модель «бабы с яйцами», перенятая у своих бабушек и матерей, переживших войну. А о том что такое быть мужчиной дети даже и не знали. То есть модели мужского поведения к тому времени уже было.

Когда дети послевоенного времени взрослели и образовывали семьи, то мужчины становились лишь придатком к сильным женщинам по принципу «посиди в сторонке, пока я дела делаю, а то ты лишь мешаешь», а женщины продолжали доминировать в семье, копируя модель своих сильных бабушек и мам.

Психический сценарий поколения  — сильные женщины, слабые мужчины

Родив первого ребенка эти женщины понимали как многого были лишены в послевоенном детстве и обретали новый смысл в своих «кровинушках». Они не отпускали их ни на минуту — все их надежды и чаяния были связаны только с детьми.

Третье поколение — внуки детей войны (рожденные в 70-х и 80-х)

Понятно, что когда их дети подрастали, матери ревностно требовали от них заботы и любви — того чего не получали сами в своем послевоенном детстве. В ход шли любые манипуляции на чувстве вины от «ты, что, смерти моей хочешь» и «ты же меня до инфаркта доведешь» до «я ж на тебя, паразита, всю жизнь потратила, а ты…».

К тому же эти матери сами были лишены заботы, поэтому заботиться о себе они не привыкли, сами они лечиться или беречь себя не умели, баловать себя — тоже не умели.

В итоге дети сами становились родителями для своих родителей. Они с самого детства сливались со своими матерями, заботились о них, следили за их здоровьем. Даже в ущерб себе, в ущерб своим интересам. «Как я могу пойти на танцы, если маме плохо, конечно я останусь с ней, буду ее выхаживать». В психологии это называется инверсия парентификации.

И вот появляется уже новое поколение детей с врожденным чувством вины, с постоянной тревогой, что любой их неверный шаг может привести к катастрофе, и с невероятно раздутым чувством гиперответственности.

Психический сценарий поколения — постоянный страх провиниться и ответственность за родителей

Первая волна инфопредпринимателей

И именно из таких вот детей стали появляться первые инфопредприниматели в нашей стране.

Инверсия парентификации породила в них врожденную гиперответственность. В этом есть и сильные качества — умение постоянно двигаться к цели, способность переносить удары и не бросать дело на полпути. Это делает первых инфопредпринимателей в нашей стране успешнее инфопредпринимателей следующего, четвертого поколения.

Но минус тут как и в любом слове с приставкой «гипер» — в совершеннейшей и тотальной невозможности расслабиться.

Бизнес, как место реализации поколенческой травмы

Общее чувство тревожности этих людей находит «отдушину» в инфобизнесе.

Бизнес, построенный на поколенческой травме, ведется (неосознанно конечно) не ради пассивного дохода и уже точно не как бизнес на продажу, а именно как место, где можно постоянно все контролировать.

Присущий целому поколению гиперконтроль, пустивший свои черные корни в глубины бизнеса, заставляет предпринимателя первой волны снова и снова брать все в свои руки и тушить все операционные пожары.

При этом владельца такого патологичного с психической точки зрения бизнеса сопровождает постоянный страх все потерять из-за любого неверного шага.

Эффект стеклянного потолка

Излишний гиперконтроль может даже вызвать эффект стеклянного потолка, когда предприниматель нащупывает некую более или менее прибыльную, и что важнее, устойчивую модель заработка, он боится что-либо в ней изменить (в силу своей общей тревоги «сломать маму») и неосознанно стремится воспроизвести эту же самую модель бизнеса, но просто в других вариациях.

Понятно, что если некая модель (воронки, вебинаров, продаж, маркетинговых ходов) приносит определенную сумму денег, то ее небольшие вариации принесут примерно сопоставимую сумму. В итоге мозг тревожного предпринимателя, единожды нащупав некую устойчивую модель, дальнейшее развитие ведет не в области поиска новой модели, а в области «тут слегка улучшить», «тут немного подтянуть» в существующей модели бизнеса.

Часто развитие бизнеса заканчивается при нащупывали первой же устойчивой модели заработка. При этом оборот и личный доход остается примерно на том же уровне.

То есть возникает видимость некого стеклянного потолка.

Личное тушение всех пожаров

Понятно, что чем больше будет бизнес, тем чаще будут происходить мелкие сбои. Если владелец бизнеса так и не может к этому времени делегировать задачи своим подчиненным, то он будет стремиться лично разобраться во всем и закрыть каждую дырку в своем бизнесе.

Получается эффект вечного тушения постоянных мелких пожаров. Понятно, что в этой ситуации времени на развитие бизнеса просто не остается.

эффект вечного «героического спасения бизнеса» и постоянного «слияния с бизнесом» в ущерб личным потребностям — это прямое отражение детской привычки героического спасения матери и слияния с матерью, которая присуща целому поколению.

Надо отметить еще один важный момент касаемо детства первой волны предпринимателей. Поскольку их мамы в послевоенное детство считали, что любовь надо заслужить своей самостоятельностью, дисциплинированностью и взятием на себя ответственности по выживанию семьи, то эта же модель была перенята целой поколенческой системой.

Эффект достигаторства

Ребенок третьего поколения, все детство положивший на спасение матери, также продолжает воспроизводить эту модель в течение всей жизни, «вечно спасая» свой бизнес.

Но есть еще одна любопытная грань у этого явления. Ребенку очень важно понять, что не зря он жертвовал своими интересами ради здоровья мамы, не зря он лишился многого — он стал спасителем, он достиг важного результата — спас маму от смерти.

Привычка «рвать себя на части ради результата», который заранее заявляется и публично одобряется, также берет свое начало в поколенческой травме.

Нет ничего хорошего в «достигаторских» тренингах, в основу которых положено убеждение «достигни или останься никем». Это все формы манипуляции на чувствах тревоги и вины, на детских психических травмах, от которых лучше бы избавиться, а не усиливать их на подобных тренингах.

Все эти виды убеждений и стереотипов поведения идут через поколения, поэтому их можно назвать поколенческими. На это все накладывается еще и личный опыт детства, в котором также могли быть заложены типовые ограничивающие убеждения, мешающие росту бизнеса.

Если вы чувствуете, что в вашем бизнесе есть что-то подобное, что у вас есть привычки, которые явно мешают развитию вашей компании, приглашаю вас на свой психологический тренинг для предпринимателей «Свободный бизнес», на котором очень много времени уделено упражнениям по освобождению от личных и от поколенческих стереотипов.

Психолог, маркетолог, предприниматель

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.