Проблемы делегирования знакомы многим предпринимателям. Многие из них не могут отпустить бразды правления в своем бизнесе. И это при том, что есть команда, есть процессы и отделы.

Привычка к гиперконтролю, к личному затыканию дыр во всех областях бизнеса не дает инфопредпринимателю никакого шанса расслабиться и может даже привести к эффекту выгорания.

Эксперты выделяют 4 страха предпринимателя, которые создают проблемы делегирования:

  • «Никто не сделает так хорошо, как я сам(а)»
  • «Я люблю это делать сам(а)»
  • «Быстрее сделать самостоятельно, чем объяснить другому, как делать»
  • «Не доверяю тем, кто рядом, некому делегировать».

Я не буду давать советов как избавиться от этих страхов. Зачастую это вопрос длительной работы с психотерапевтом. Вместо этго я расскажу откуда эти срахи берутся (с психологической точки зрения).

Поскольку каждый из нас — это результат жизни наших предков, то и привычка контролировать всех и вся вполне может идти по линии предков.

В этой статье я объясняю этот наследственный механизм. Я очень благодарен психологу Людмиле Петрановской, чьи размышления вдохновили меня на написание этой статьи.

Итак, давайте окунемся в прошлое и рассмотрим психический аспект предыдущих поколений.

Первое поколение — дети войны (рожденные в 30-х и 40-х). Проблемы делегирования из-за суровых условий

Итак, когда в 41-м грянула война, много женщин остались без мужей, были охвачены горем и лишениями. У многих на руках остались дети, но в то время было не до ласк. У женщин стояла задача просто выжить, пережить голод и лишения, сохранить ребенка на руках. Эти женщины несли на себе страшную ношу в то время. Они научались жить без мужей, самостоятельно прокармливали детей.

Как следствие, эти дети, дети войны, были лишены всякой материнской ласки с самого детства — ведь матерям было просто не до того в те времена. А некоторые дети и того хуже — росли в детдомах.

В итоге, целое поколение детей срослось с чувством, что они никому не нужны. Эти дети войны понимали, что любовь не дается даром, ее надо заслужить:

  • Надо стать помощником по хозяйству;
  • Ничего не требовать от матерей;
  • Следить за младшими братьями и сестрами.

Уроки эти дети делали сами, полы мыли сами. Как следствие, что такой сценарий взросления создавал проблемы делегироания.

Психический сценарий детства  — любовь надо заслужить

Второе поколение — дети детей войны (рожденные в 50-х и 60-х). Проблемы делегирвоания из-за неверия в силу мужчин

Шли годы, и стало появляться новое поколение с уже послевоенным детством. Единственная модель женского поведения, которая была известна в то время — это модель «бабы с яйцами», перенятая у своих бабушек и матерей, переживших войну. А о том что такое быть мужчиной дети даже и не знали. То есть модели мужского поведения к тому времени уже было.

Когда дети послевоенного времени взрослели и образовывали семьи, то мужчины становились лишь придатком к сильным женщинам по принципу «посиди в сторонке, пока я дела делаю, а то ты лишь мешаешь», а женщины продолжали доминировать в семье, копируя модель своих сильных бабушек и мам.

Мужчины привычно отдавали ответственность женщинам. Женщины брали ответственость на себя. О делегировании полномочий до рождения ребенка и речи не шло.

Психический сценарий поколения  — сильные женщины, слабые мужчины

Родив первого ребенка эти женщины понимали как многого были лишены в послевоенном детстве и обретали новый смысл в своих «кровинушках». Они не отпускали их ни на минуту — все их надежды и чаяния были связаны только с детьми.

Третье поколение — внуки детей войны (рожденные в 70-х и 80-х). Проблемы делегирования из-за страха провиниться

Как седствие, когда их дети подрастали, матери ревностно требовали от них заботы и любви. Ведь это то, чего сатери не получали сами в своем послевоенном детстве. В ход шли любые манипуляции на чувстве вины из серии:

  • «Ты, что, смерти моей хочешь?»
  • «Ты же меня до инфаркта доведешь»
  • «Я ж на тебя, паразита, всю жизнь потратила, а ты…»

К тому же эти матери сами были лишены заботы, поэтому заботиться о себе они не привыкли, сами они лечиться или беречь себя не умели, баловать себя — тоже не умели.

В итоге дети сами становились родителями для своих родителей. Они с самого детства сливались со своими матерями, заботились о них, следили за их здоровьем. Даже в ущерб себе, в ущерб своим интересам. «Как я могу пойти на танцы, если маме плохо, конечно я останусь с ней, буду ее выхаживать». В психологии это называется инверсия парентификации.

И вот появляется уже новое поколение детей с врожденным чувством вины, с постоянной тревогой, что любой их неверный шаг может привести к катастрофе, и с невероятно раздутым чувством гиперответственности. Это создавало невероятные проблемы с делигированием у целого поколения.

Психический сценарий поколения — постоянный страх провиниться и ответственность за родителей

Первая волна инфопредпринимателей и проблемы делегирования в бизнесе

И именно из таких вот детей стали появляться первые инфопредприниматели в нашей стране.

Инверсия парентификации породила в них врожденную гиперответственность и проблемы с делегированием. В этом есть и сильные качества — умение постоянно двигаться к цели, способность переносить удары и не бросать дело на полпути. Это делает первых инфопредпринимателей в нашей стране успешнее инфопредпринимателей следующего, четвертого поколения.

Но минус тут как и в любом слове с приставкой «гипер» — в совершеннейшей и тотальной невозможности расслабиться.

Бизнес, как место реализации поколенческой травмы

Общее чувство тревожности этих людей находит «отдушину» в инфобизнесе.

Бизнес, построенный на поколенческой травме, ведется не ради пассивного дохода и уж точно не для будущей продажи. Он ведется, как место, где можно постоянно все контролировать.

Присущий целому поколению гиперконтроль, пустивший свои черные корни в глубины подсознания, заставляет предпринимателя первой волны снова и снова брать все в свои руки и тушить все операционные пожары.

При этом владельца такого патологичного с психической точки зрения бизнеса сопровождает постоянный страх все потерять из-за любого неверного шага.

Эти проблемы делегирования имеют не личный, а поколенческий характер

Эффект стеклянного потолка тоже связан с проблемой делегирования

Излишний гиперконтроль может даже вызвать эффект стеклянного потолка. Предприниматель нащупывает некую более или менее прибыльную, и что важнее, устойчивую модель заработка. Но далее он испытывает страх что-либо в ней изменить. Это прямой отголосок детской тревоги «сломать маму». Поэтому он неосознанно стремится воспроизвести эту же самую модель бизнеса, но просто в других вариациях.

Понятно, что если некая бизнес модель, например:

приносит определенную сумму денег, то ее небольшие вариации принесут примерно сопоставимую сумму.

В итоге мозг тревожного предпринимателя, сосредотачивается не на поиске более эффктивной модели бизнса, а косметических докрутках существующей.

Часто развитие бизнеса заканчивается при нащупывали первой же устойчивой модели заработка. При этом оборот и личный доход остается примерно на том же уровне.

То есть возникает видимость некого стеклянного потолка. И это напрямую связано с проблемой делегирования.

Личное тушение всех пожаров

Понятно, что чем больше бизнес, тем чаще происходят мелкие сбои. Если владелец бизнеса так и не может к этому времени решить проблемы делегирования, то он будет лично разобраться во всем и закрыть каждую дырку в своем бизнесе.

Получается эффект вечного тушения постоянных мелких пожаров. Понятно, что в этой ситуации времени на развитие бизнеса просто не остается.

Эффект вечного «героического спасения бизнеса» и постоянного «слияния с бизнесом» в ущерб личным потребностям — это прямое отражение детской привычки героического спасения матери и слияния с матерью, которая присуща целому поколению.

Надо отметить еще один важный момент касаемо детства первой волны предпринимателей. Поскольку их мамы в послевоенное детство считали, что

  • Любовь надо заслужить,
  • Надо продемонстрировать свою самостоятельность и показать успехи,
  • Надо показать свою дисциплинированность,
  • Правильно брать на себя ответственность за других,

то эта же модель была перенята целой поколенческой системой. И неминуемо породило у целой плеяды предпринимателей

Эффект достигаторства

Ребенок третьего поколения, все детство положивший на спасение матери, также продолжает воспроизводить эту модель в течение всей жизни, «вечно спасая» свой бизнес.

Но есть еще одна любопытная грань у этого явления. Ребенку очень важно понять, что не зря он жертвовал своими интересами ради здоровья мамы, не зря он лишился многого — он стал спасителем, он достиг важного результата — спас маму от смерти.

Привычка «рвать себя на части ради результата», который заранее заявляется и публично одобряется, также берет свое начало в поколенческой травме.

Нет ничего хорошего в «достигаторских» тренингах, в основу которых положено убеждение «достигни или останься никем». Это все формы манипуляции на чувствах тревоги и вины, на детских психических травмах, от которых лучше бы избавиться, а не усиливать их на подобных тренингах.

Все эти виды убеждений и стереотипов поведения идут через поколения, поэтому их можно назвать поколенческими. На это все накладывается еще и личный опыт детства, в котором также могли быть заложены типовые ограничивающие убеждения, мешающие росту бизнеса.

Если вы чувствуете, что в вашем бизнесе есть что-то подобное, что у вас есть привычки, которые явно мешают развитию вашей компании, приглашаю вас на свой психологический тренинг для предпринимателей «Свободный бизнес», на котором очень много времени уделено упражнениям по освобождению от личных и от поколенческих стереотипов.