4 идеи для курса на тему «как найти свое предназначение»

У меня для вас две новости. Начну с плохой: вы не можете предложить клиенту ничего, что привело бы его прямиком к великому делу жизни, великой миссии. Чуть ниже я объясню почему.

А хорошая новость в том, что вы можете встроить 4 классных элемента в ваш курс, которые помогут клиентам поднять свой статус и перестать мучаться вопросами «как найти свое предназначение». Ваш курс обретет популярность.

Сейчас только ленивый не думает о том, для какой высокой цели он живет. Этот тренд усиливается с каждым годом.

Есть два вида предназначения, о котором говорят люди:

1. Смысл жизни

Некоторые ищут свое предназначение, «свой большой путь», свою великую миссию, проще говоря смысл своего существования. Такое бывает от ощущения собственной нереализованности. Этих клиентов я подробно описал в статье «Продвижение онлайн курсов по самореализации».

2. Свое дело

Есть и те, кто ощущает в груди нечто сродни разочарованию, мол, не тем я занят, а вон у других как все здорово, а мне вот не дано и так далее… Этот дискомфорт вполне реален, ощутим и портит жизнь.

В этой статье я буду рассматривать именно этих клиентов именно с этим запросом.

С точки зрения интернет-маркетинга они находится на второй стадии своего пути:

  • Они уже знают, какая у них проблема — они заняты тем, что неприятно;
  • Они активно ищут какие есть варианты решения;
  • Они еще даже не определились со списком вариантов, они просто хотят знать, что есть на рынке (само)занятости, что может принести и удовольствие, и деньги одновременно.

Давайте посмотрим, что вы можете реально предложить этим людям.

Как это было раньше

Массовый поиск своего предназначения, дела всей жизни — явление достаточно молодое. Еще пару столетий назад сын булочника, родившийся в семье булочника, не мог стать певцом, спортсменом или писарем. Его жизненный путь был уже сформирован — он должен был пойти по стопам отца и перенять его дело.

При этом, если судить по историческим и литературным опусам, ощущения того, что люди в старину были заняты не своим делом, ни у кого не возникало. Этого не было даже на повестке дня в списке жизненных проблем.

Почему так?

10 000 часов

Наш мозг — удивительный инструмент. Он долго тренируется, чтобы затем делать любые дела на автопилоте. Некоторые психологи говорят, что для полного автоматизма и даже мастерства нужны 10 000 часов тренировки.

То есть 3-4 года своей жизни любому человеку необходимо потратить на освоение любой новой специальности, пока он не станет в ней мастером. Поверьте, не существует никакого врожденного таланта. Талант в чем-то — это мастерство, следствие многих лет тяжелых тренировок. Не путайте талант с действительно редкой гениальностью.

Есть два важных момента при освоении любого навыка:

  1. Первые месяцы тренировок невероятно тяжелы — мозг перестраивается и всячески пытается отлынить или даже забросить это неприятное занятие.
  2. После того, как появляется автоматизм, то занятия начинают приносить удовольствие. Совершенно не важно, что это за дело, где человек стал профессионалом. За первыми 10 000 часами дискомфорта следует интерес и удовольствие. Это научно доказанный факт.

Удовольствие от профессионализма

Если вы долго и через усилия учились ездить на роликах, но все же не бросили это занятие, то вы получаете награду — удовольствие от легкой езды.

Если вы долго и упорно практиковались в стоматологии, то через какое-то время вы становитесь профессионалом. И начинаете получать уже удовольствие от своего занятия.

Вы думаете я создал школу астрологии, потому что у меня был особый талант? Нет. Просто когда-то это было единственное, что я умел делать не как наемный сотрудник, и когда я ушел из офиса, я много лет практиковал эту науку, просто чтобы заработать на жизнь и как следствие я в нее влюбился.

Вы думаете я профессионально занимаюсь сейчас маркетингом, потому что это дело всей моей жизни? Нет, просто пока я запускал школу астрологии, я вынуждено, через пот и слезы практиковал маркетинг, пока у меня однажды не стало получаться. А потом, когда я приобрел навык в онлайн-бизнесе, мне автоматически стало нравиться заниматься интернет-маркетингом.

Нет никакого великого призвания. То, чем люди занимаются с интересом и в чем себя находят — это накопительный эффект от ежедневных тренировок.

Однажды что-то пошло не так

Раньше, когда сын булочника видел перед собой единственный путь развития — стать булочником, как и его отец, то он вставал на путь 10 000 часов тренировок, просто потому что у него просто не было выбора.

Он нехотя учился, капризничал, пытался отлынуть от занятий, но получал за это розгами. В общем, сын булочника преодолевал те самые дискомфортные 10 000 часов.

Зато потом он становился самым востребованным булочником в своем городе. И у него не возникало уже вопросов реализации. Он наследовал дело отца — становился профессионалом, был крайне нужен людям, ему платили, к тому же ему просто нравилось печь булочки. Не в этом ли формула идеального дела? И так было почти с каждым человеком. Вопроса самореализации просто не вставало.

Но в наши времена что-то пошло не так. Изменились возможности для получения профессии. И вот с этого момента и начались проблемы самореализации.

Я вижу три причины, по которым людям очень сложно пройти 10 000 часов тренировки и стать профессионалом в каком-либо деле.

Причина 1. Иллюзия о предназначении

Кто-то когда-то сказал, и многие в это поверили, что дело жизни, это то, что

  • должно вдохновлять и заряжать прям с первого же дня и
  • этого заряда должно хватить на всю жизнь.

То есть согласно этому представлению человек ищет себя в разных занятиях — он уже пробовал быть и коучем, и дизайнером, и юристом. Но вот однажды он попробовал себя в роли чеканщика — и тут бац! Его накрыло — вот оно, то самое. Он начинает тут же чеканить, чеканить, развиваться в этой области, а там уже и очереди за его работами образовались и он уже пару мастерских открыл в своих фантазиях.

В общем, если вы тоже думаете, что дело жизни получается таким вот образом, то срочно переделывайте свой онлайн курс. С таким подходом вы клиенту не поможете.

Проблема в том, что когда клиент начинает реализовывать то, что ему интересно, любопытно, или как сейчас говорят «по душе», то он вскоре непременно сталкивается с первыми же трудностями.

Оказывается и чеканить сложно, и для того, чтобы мастерские открыть, надо маркетинг попутно изучить и место для мастерской найти и вообще там столько всего потянулось, что «да ну его, не лежит уже душа».

А тем временем в вашем курсе про этот поворот сюжета не было и слова.

В итоге у клиента полное разочарование от вас и вашего курса, он делится своим негативным опытом в соцсетях, ваши продажи падают.

Какие тут варианты решения?

  • Либо честно рассказать, что деньги от любимого дела появляются через 10 000 часов дискомфортных упражнений. Если сжать зубы и не соскакивать с работы чеканщика и преодолеть все трудности, то тогда и очереди будут и выставки ибо появится заработанный профессионализм.
  • Либо, если клиент не готов на такой подвиг, предложить ему заняться чем-либо лишь время от времени, без приложения особых стараний. Но сразу обозначить, что это будет просто хобби, просто для души, эта не тот редкий навык, за которой люди готовы будут платить. Чеканить можно и для души, но не надо рассчитывать на очередь клиентов, если работа будет посредственной.

В любом другом случае, вы будете заблуждаться сами и вводить в заблуждение своих клиентов.

Причина 2. Недостаточный запал

Сможет ли человек в условиях современного общества долгое время удерживаться в одном занятии? Хватит ли у него мотива не соскочить при первых же трудностях? Это вопрос мотива. И вот теперь поговорим о мотивах.

Обычно в любой профессиональной сфере нами движет иерархический инстинкт — быть лучше, чем другие. Ежедневный прилив сил для реализации этого инстинкта более или менее одинаков у всех людей. Но вот сколько этой энергии остается для 10 000 часов упражнений — зависит от обстоятельств.

Если человек всю жизнь вынужден заниматься только одним делом (так сложились обстоятельства), то он будет профессионально расти и удерживать свои позиции именно в этом деле. Он не будет разбрасывать свой иерархический инстинкт ни на что другое. И свои 10 000 часов тренировок он сможет преодолеть именно на мотиве — «быть лучше чем отец», «я стану главным булочником деревни» и так далее. Тут вся энергия идет в одно русло.

Теперь представьте наше время, где мозгу дается огромное количество возможностей для удовлетворения иерархического инстинкта.

К примеру, ваш клиент листает соцсеть, видит комментарии на знакомую ему тему — и вставляет свои «пять копеек», показывает всем, что умнее других в какой-то теме — и, бац, он получили дозу дофамина и теперь будет удовлетворять свой инстинкт через комментарии на форумах и в соцсетях. Он с этого момента будет самым крутым экспертом по чеканке на каком-то там далеком форуме. Или самоназванным экспертом по самоварам, пиаря себя в Инстаграме. Иерархический инстинкт удовлетворен.

Или ваш клиент увидел новости о протестах в каком-то городе, тут же записал видео на ютубе и выразил свое негодование в связи с происходящим — и он стал рупором некой группы людей, его самопровозглашенным лидером. Бац, и тут иерархический инстинкт удовлетворен.

И так далее каждый день — поспорил со знакомыми и убедился в своей правоте («ну я же говорил»), победила любимая команда («мы их сделали»), подсидел коллегу на работе и получил пост — и снова он лучше других. Все это социально приемлемые формы разрядки потенциала иерархического инстинкта. И что у вашего клиента остается для преодоления 10 000 часов тренировок в чеканном деле? Почти ничего.

Каков тут выход? Надо встраивать в свой курс систему изменения привычек ваших клиентов, чтобы они смогли беречь запас сил на освоение любимого дела.

Причина 3. Богатство выбора

Третья причина, по которой вашему клиенту сложно удержаться на пути концентрации на одном занятии — это богатство выбора.

Ведь сама мысль «да ну его, тут сложно, вдохновение ушло, поищу что-то другое» возможна лишь при огромном наличии выбора деятельности.

Не могла сыну булочника прийти в голову мысль: «тяжело мне дается это семейное дело, да и отец розгами гоняет, пойду-ка я из дома, попробую себя в роли мельника».

Каков выход? Надо встраивать в свой курс небольшие упражнения, которые помогут клиенту выбрать дело для для будущего развития исходя из предыдущего опыта и концентрироваться далее только на нем. Как понять, в чем есть предыдущий опыт? Посмотрите, чем занимались его родители, с чем он сталкивался в детстве, в школе, в институте. Искать свое дело надо в том, что более знакомо мозгу. На этом и надо концентрироваться.

Вы не можете подвести клиента к делу всей его жизни

И вот теперь голая правда. Вы не можете заставить клиента полюбить тренировки на пути к овладению мастерством. Если мозг клиента не испытывает достаточного дефицита иерархического инстинкта, то никакие ваши мотивационные тренинги не помогут.

Если мозг клиента может решить задачу (реализацию потребности иерархического инстинкта) двумя способами:

  1. Сложный — 10 000 часов тренировок на пути к профессионализму и получить социальное признание или
  2. Легкий — запостить умный коммент и «опустить» собеседника либо сделать фото на фоне яхты и получить социальное признание,

то мозг вашего клиента всегда выберет более простой и менее затратный путь для решения задачи.

4 идеи, которые вам помогут

Иерархический потенциал современного человека уже «разбазарен» по Интернету и в кухонных беседах, где каждый выставляет себя всезнайкой. На 10 000 часов тренировок остается совсем немного. Поэтому:

  • Встройте в свой тренинг упражнения по сохранению и накоплению этой энергии, объясните клиенту зачем это нужно.
  • Помогите клиенту определиться с тем, в какое занятие инвестировать накопленную энергию, чтобы завершить путь 10 000 часов повторений. Это должно быть что-то уже знакомое мозгу, что-то из прошлого опыта.
  • Объясните клиенту, что важно не отвлекаться ни на что другое, что в итоге он получит дело всей жизни.
  • А если клиент не готов напрягаться, примите это, вы ничего не сможете сделать. Просто предложите ему отделить заработок от хобби и направьте его на поиски последнего.

Теперь, когда вы знаете, что транслировать на курсе и куда вести клиента, который думает, как найти свое предназначение, остается лишь правильно донести клиенту этот курс, чтобы тот захотел купить. Я уже упоминал, что клиент с запросом о деле всей жизни находится на втором этапе пути клиента. До покупки ему остается пройти еще два этапа.

В ходе этих двух этапов вы знакомите клиента с новыми для него идеями, а далее вызываете в нем понимание, что ваш курс — это единственное решение его задачи.

О том, как организовать эти два этапа я рассказываю в продолжении этой статьи на моем курсе о вовлекающем маркетинге «Как вызвать у клиентов острое желание купить ваш продукт» по ссылке https://meta-psy.ru/programmyi/mini-kurs-vovlekajushhij-internet-marketing/.

Кликайте по ссылке и узнайте продолжение истории своего клиента.

Курс вовлекающий интернет маркетинг
Психолог, маркетолог, предприниматель

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.