Откуда у молодых инфопредпринимателей берется зависимость от соцстей и чем она опасна?

В наше время, когда из Интернета на нас сыпятся как из рога изобилия примеры успешных, молодых, реализованных людей, только у слепого не возникает ощущение себя в чем-то ущербным.

Просто не хватает запала…

Низкая самооценка — это беда современного общества. Сравнивать себя с другими человек научился уже давно. Но вот с таким количеством примеров «успешного успеха» он столкнулся совсем недавно благодаря соцсетям.

Изначально ощущение, что кто-то где-то тебя опередил сильно возбуждают иерархический инстинкт. Это естественное желание обойти соперника — это заложено самой природой.

Но в наше время что-то пошло не так. Почему-то запала на на развитие своего бизнеса у современного человека остается совсем немного. И тогда начинаются постоянные поиски того самого бизнеса для души, которого почему-то все нет. Или попытки свалить все на неверный кармический менеджмент.

Многие инфопредприниматели даже специально усиливают в себе иерархический инстинкт. Они следят за успешными коллегами, сравнивают себя с ними, чтобы зарядиться мотивацией. Но чаще всего мотив быстро уходит, руки опускаются. В голове звучит голос внутреннего критика и настигает знакомое чувство «ЧСМ». А постоянная привычка следить за успехом других вносит свой вклад в общую зависимость от соцсетей.

Механика иерархического инстинкта

В основе эволюции нас как члена стаи лежит иерархический инстинкт.

Его механика очень простая. Мы видим, что кто-то успешнее нас, это возбуждает психическую энергию в подкорковых структурах мозга. Мозг под действием жажды первенства заставляет нас что-то делать в определенном направлении чтобы обогнать соперника.

В нашем сознании это отражается в виде того, что мы называем «наконец-то появилась цель». Заметьте, цели не ставятся сознанием. Они рождаются мозгом под действием инстинктов, и лишь затем доносятся до сознания. Но не все об этом знают, поэтому продолжают жить идеей — поставь сам себе себе цели и реализуй себя в бизнесе.

Очень часто инфопредприниматели решаются сделать бизнес не ради денег, как это обычно и делается, а чтобы доказать свою значимость другим людям. Это происходит неосознанно.

Непреодолимое движение к цели с неизбежностью приносит свои плоды. Мы становимся лучше, умнее, красивее (у кого что в приоритете). В общем, повышаем свой статус из-за проделанной работы.

И вот затем, как следствие, приходит общественное признание, а это, в свою очередь, повышает нашу самооценку. Мозг вырабатывает поощрительную порцию дофамина. Причем не единоразово, а регулярно от регулярных актов восхищения/благодарности за каждый наш успешный результат. Это вызывает  увлеченность своей работой, ощущение наполненности жизни. Так происходит в норме.

Откуда берется зависимость от соцсетей

Но в наше время этот механизм «подломлен» возможностью легкой демонстрации своих способностей через соцсети. Объясню подробнее.

В своей статье о клиентах, которые ищут дело всей жизни я расписал, как мозг реализует свои потребности самым легким способом.

Одним из самых простых и эффективных способов удовлетворения иерархического инстинкта, с точки зрения мозга, является получение признания без каких либо энергетических затрат, даже без необходимости встать с дивана. И такой вариант теперь существует — это создание цифрового образа успешного себя в соцсетях.

Достаточно разместить постановочное фото в специально подобранном антураже в соцсетях, выдать желаемое за действительное, как тут же начинаешь получать признания и восхищения со стороны публики. И это вырабатывает дозу дофамина. Только теперь человек получает удовольствие не от результатов собственного дела, а от лайков.

Именно этот механизм и рождает зависимость от соцсетей.

Восхищение от мнимого образа себя — вещь одноразовая. Стоит пройти суткам, как публика уже забывает ваше крутое фото или публичный отчет о достигнутых за год целях. Надо снова напомнить о себе, снова получить дозу лайков, чтобы ненадолго поднять свою самооценку.

Как зависимость от соцсетей ворует силы

Лайки вызывают жесткую дофаминовую зависимость. Разместив одно фото, затем другое и следя за реакцией подписчиков, человек сам того не осознавая становится зависимым от этой реакции. Вся энергия реализации своего инстинкта уходит туда, в сторону цифрового аватара. Но вы, как оператор этого аватара, как персонаж «в реале» остаетесь на том же социальном уровне. У вас  отсутствуют какого-либо реальные социальные признания, нет реального профессионализма, который формируется годами тренировок.

Более того, поскольку ваш иерархический инстинкт уже почти что удовлетворен таким вот простым способом, вам просто не остается внутреннего запала на то, чтобы создать что-то большое в реале.

Поверьте, если мозгу дать выбор

  • получить восхищение от результатов развития большого бизнеса (а это требует много сил) или
  • получить восхищение от крутого цифрового образа (а это требует минимум усилий),

мозг всегда будет склонять вас к последнему. И тогда ваш реальный инфобизнес рискует остаться на элементарном уровне самоокупаемости, не получив от вас должного импульса к развитию.

Поэтому иногда, когда вы оглядываетесь на свою жизнь, особенно в сравнении с «успешным успехом» других цифровых аватаров, вам становится дурно, самооценка снова падает, а это заставляет вас с еще большей яростью искать новые лайки в сети. И ваш бизнес опять остается без вашего должного внимания.

Это замкнутый круг.

Каков здесь выход?

Есть 4 простых правила, которые помогут аккумулировать энергию на достижение целей и победить зависимость от соцсетей:

  • Перестать выдавать желаемое за действительное в соцсетях. Уж если получать восхищение онлайн, то за реальные заслуги, а не за образы себя на фоне яхт;
  • Делегировать работу с соцсетями SMM специалисту, чтобы не вызывать в себе лайковую зависимость и сосредоточить энергию иерархического инстинкта на своем бизнесе;
  • Помнить о том, что большинство тех, кем вы восхищаетесь, в реальности мало чего добились — вы реагируете на специально созданные для вас аватары успеха;
  • Выбрать для восхищения и сравнения одного человека, который реально достиг успеха своим профессионализмом. Как распознать таких людей? Очень просто. Они не заявляют о своих результатах, об этом пишут другие люди — их клиенты, СМИ, читатели их книг, потребители их продуктов.

Существуют еще и другие психические феномены, которые могут сказаться на успешности вашего бизнеса. Вы можете узнать о них, а также о том как с ними работать из моего психологического тренинга для предпринимателя «Свободный бизнес».